8 (8202) 28-46-47

г. Череповец, ул. Юбилейная, д. 47

preodoleniecher@mail.ru

Геометрия для детей

Геометрические формы встречаются нам повсюду, их можно разглядеть в большинстве окружающих нас предметов: мяч круглый, стол прямоугольный и т.д. Анализируя сходство окружающих предметов с геометрическими фигурами, ребёнок замечательно тренирует ассоциативное и пространственное мышление.

 

 Изучение геометрических фигур полезно для общего развития малыша, расширения его знаний об окружающем мире. Если знакомить ребёнка с формами в раннем возрасте, в школе ему придется гораздо проще. На умении отличать геометрические фигуры основано множество интересных развивающих игр. Это конструирование, игры с сортером, мозаикой, математическим планшетом, блоками Дьенеша и др. Поэтому изучение форм в столь раннем возрасте будет способствовать дальнейшему успешному развитию ребёнка.

 

Игры для изучения геометрических фигур

Круг

Посмотри-ка: это круг,

Много есть кругов вокруг:

Солнце – круг, и мячик – круг,

Тарелка, блюдце – тоже круг.

 

Квадрат

Познакомься, вот квадрат!

Прямоугольнику он брат!

Стороны четыре в нём,

одинаковы во всем.

 

Прямоугольник

Где найти прямоугольник?

Посмотри на подоконник!

Вот окно, и дверь и книжка,

Шоколадка у мальчишки.

Фантик и салфетка,

Открытка, табуретка.

 

             Овал

Где найти овал вокруг?

Это вытянутый круг.

Он похож на кабачок.

На румяный пирожок.

На глаза и на яйцо,

На овальное лицо.

Треугольник

Треугольник – три угла,
Посмотрите детвора!
Стороны в нем тоже три:
Пальчиком ты проведи – раз, два, три!

Он похож на крышу дома
И на шапочку у гнома.

И на ушки у котёнка,
На наряженную ёлку.

 

 

 

 

  • Называем геометрические фигуры всегда и везде. Если во время игр или чтения книг вам встречается какая-либо фигура, обязательно обращайте на нее внимание малыша и называйте её («Посмотри, мячик похож на круг, а кубик - на квадрат»).

 

  • Играем в геометрическое лото. При помощи лото можно изучать всё, что угодно: цвета, геометрические фигуры, овощи, животных и др. А геометрическое лото к тому же довольно легко сделать самостоятельно: на листе бумаги или картона рисуем или распечатываем два одинаковых набора фигур, один из которых разрезаем на карточки. Всё готово – можно играть!

 

  • Для первых занятий с малышом лучше использовать лото, где всего 3-4 фигуры. Когда малыш хорошо освоит такую игру, постепенно усложняйте поставленную задачу. Также полезно на первое время все фигуры на игровом поле сделать одного цвета и размера. В этом случае ребёнок будет ориентироваться только на один признак – форму, другие же характеристики не будут ни отвлекать, ни подсказывать ему.

 

  • Играем с сортером. Примерно в возрасте 1 года ребёнок начинает замечать, что выбранную им фигурку сортера можно протолкнуть далеко не в каждое отверстие. Поэтому во время игры необходимо акцентировать на этом внимание: «Так, вот у нас круг – сюда он не подходит, сюда не подходит, а куда же подходит?». Поначалу повернуть фигуру под правильным углом малышу может быть тяжеловато, но это не страшно, это вопрос практики. Главное, не забывайте вовремя увлекательного процесса «проталкивания» все время произносить названия фигур, и ребёнок незаметно их все запомнит.

 

  • Играем с рамкой-вкладышем. Понадобится такая рамка-вкладыш, на которой представлены все основные фигуры. По своей сути игра аналогична сортеру.

 

  • Сортируем геометрические фигуры.

 

  • Рисуем геометрические фигуры. Во время совместного рисования с ребёнком также не забывайте произносить названия форм. «Так, нарисуем квадрат, теперь треугольник – получился домик», «Нарисуем круг, овал, палочку, палочку – получился человечек». Примерно с 1,5 лет малышу уже можно предлагать обводить фигуры по трафаретам. Первые трафареты с геометрическими фигурами вы можете сделать самостоятельно из плотного картона, т.к. готовые трафареты, как правило, очень малы для самых первых опытов рисования.

 

  • Клеим. Использовать геометрические фигуры в занятиях по аппликации можно хоть с самого первого занятия.

 

  • Находим сходные по форме предметы. Для малышей чуть постарше (от 1 года 6-9 месяцев) очень полезно проводить аналогии между геометрическими фигурами и окружающими предметами. Во время чтения и игр, на прогулке обращайте внимание малыша на то, что тарелка – это круг, окно – прямоугольник, а песочница – квадрат и др.

 

  • Учим формы по карточкам Домана.