8 (8202) 28-46-47

г. Череповец, ул. Юбилейная, д. 47

preodoleniecher@mail.ru

Эмоциональное общение с малышом – одно из самых важных условий его развития. Взрослый внимательно вглядывается в личико ребенка, смотрит ему в глаза, улыбается, зовет по имени, производит выразительные движения и повторяет это не один раз, нежно гладя и лаская тельце малыша. Взгляд взрослого со временем приобретает «магическое» действие: младенец начинает взволнованно дышать и замирает, глядя в лицо и глаза взрослого. В первом полугодии жизни игра в «гляделки» становится одной из самых важных в общении двух партнеров – грудного ребенка и взрослого человека.

 

Взрослый выражает свою любовь к ребенку голосом, позой, интонацией, нежными прикосновениями. Он стремится разделить с малышом многие эмоциональные состояния и избавить его от отрицательных эмоций. Наличие контакта между ребенком и взрослым становится условием появления у малыша способности подражать взрослому.

Во втором полугодии первого года жизни эмоциональные игры очень быстро усваиваются малышом. Именно в этих играх создается основа для развития малыша.

Многие игры знакомы нам с детства, это известные потешки и прибаутки, фольклорные игры, которые передаются из поколения в поколение.

 

Потешки для эмоционального развития малыша

 

«Просыпалка» - при пробуждении малыша приговаривайте:

Солнце, солнце, солнышко,

Загляни в окошечко.

Загляни в окошко,

Чтоб проснулся крошка.

Чтоб денек чуть-чуть был дольше,

Чтобы мы узнали больше,

Чтоб игрушки не скучали,

С нашим Ванечкой играли.

 

При переодевании малыша приговаривайте:

«Пеленка»

Вот у нас пеленка,

Пеленка для котенка.

На ней яркие цветочки

Для любимого сыночка.

Завернули мы котенка

В эту яркую пеленку.

 

«Носочки»

Чьи эти носочки?

Носочки для сыночка.

Носочки цветные

На ножки родные.

 

«Штанишки»

Наденем штанишки

Для …- сынишки.

Ножку правую согнули,

Просунули, натянули.

Ножку левую согнули,

Просунули, натянули.

Попку приподняли,

Подтянули…

Ох, устали, отдохнули!!!               

 

«Кофточка»

А где наши пальчики?

Вот они – пальчики

Пальчики – мальчики

Пальчики-зайчики

Пошли-пошли

Рукавчик нашли

Спрятались, укрылись

Показались, появились

 

«Подгузники»

Надеваем трусишки

Маше – малышке,

Попу обтираем,

Трусики меняем.

 

Разденьте ребенка, положите его на кровать, лаская и поглаживая приговаривайте:
Потягушечки,
Порастушечки!
Поперек толстушечки!
Руки – хватушечки,
Ноги – бегушечки.
Потягунюшки,
Порастунюшки!
В ножки – ходунушки,
В роток – говорок,
А в головку – разумок.

 

Катая малыша по подушке, приговаривайте:
Тушки!
Тутушки!
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки.

 

Легко постукивая по подошвам, приговаривайте:
Токи, токи, тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у (имя ребенка)
Едут по дорожке.
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ, топ, топ, топ –
Приехали!

 

Постукивая в такт кулачками ребенка, приговаривайте:
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки-вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

 

Качая малыша из стороны в сторону:
А ту-ту-ту-ту!
Не вари кашу круту,
Вари жиденьку,
Корми Митеньку.

 

Умывая малыша:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

 

Положите малыша на спину. Подтягивая малыша за ручки в положение сидя, приговаривайте:
Вот такая (ой) расти,
Ко мне в гости ходи,
Вот такая (ой) расти,
Нам на радости.

Кыши, кыши,
Расти (имя ребенка) выше,
Расти (имя ребенка) выше,
До хором, до крыши.

 

Поворачивая голову малыша из стороны в сторону:
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай,
Головоньку – валяй, валяй!

 

Посадите ребенка на диван с опорой. Взяв его ручки в свои, учите малыша хлопать в ладоши, приговаривая в ритм:
«Ладушки-ладушки,
Где были?» -
«У бабушки».
«Что если?» -
«Кашку!».
«Что пили?» -
«Бражку».
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.

 

Посадите малыша к себе на коленки, возьмите его ручки в свои. Приговаривайте, расправляя руки в стороны, а затем сдвигая перед собой:
Тяни, тяни,
Холсты  просты,
Потягивай,
Поперек подкладывай.

Тяни холсты –
На покроичку.
Тяни холсты
На рубашечку.

 

Посадите малыша на колени лицом к себе. Покачивая малыша к себе и от себя, приговаривайте:
Тяну, тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу.

Щучки – в кучки,
Плотички – в полички.
Один ершок –
Да и тот в горшок.
Щей наварю,
(Имя ребенка) накормлю,
Спать уложу.

 

Удерживая малыша под мышки, поставьте его на твердую опору. Поднимайте малыша вверх и вниз и приговаривайте:
Дыбочки, дыбок,
Скоро (имя ребенка) годок.

Ай, скок, поскок,
Молодой груздок.,
По водичку пошел,
Молодичку нашел:
Целовал, миловал,
Да к себе прижимал.

 

Подбрасывая малыша на коленях, делают вид, что роняют. Приговаривают в ритм движения:
Поехали, поехали,
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали,
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам –
Бултых в ямку!

Ехал мальчик маленький
На лошадке серенькой –
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму – БУХ!

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Детки на телятках,
Внуки на козлятках.

 

Ласково трогая малыша за носик, приговаривают:
«Чей нос?» -
«Мокеев».
«Куда едешь?» -
«В Киев».
«Что везешь?» -
«Рожь».
«Что возьмешь?» -
«Грош».
«Что купишь?» -
«Калач».
«С кем съешь?» -
«Один (одна)».
«Не ешь один! (потянуть за нос)
Не ешь один!»

 

Указательным пальцем и мизинцем бодают ребенка и приговаривают:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками – топ-топ!
Глазками – хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает!

 

Перебирая пальчики малыша, ласково приговаривают:
«Пальчик-мальчик,
Где ты был?» -
«С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил.
С этим братцем
Песни пел».

 

Малыша, который учится ходить, манят к себе и приговаривают:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.

 

Качая малыша на своей ноге:
Анна Петровна
Поехала по бревна.
Запнулась за пенек,
Простояла весь денек.

 

При кормлении малыша:

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!

Не ворчите вы, кастрюли!

Не ворчите, не шипите,

Кашу сладкую варите

Кашу сладкую варите

Нашу детку накормите

Кашу с маслицем сварю

Да и Ваню накормлю!

Мой серенький кот

Совсем не растет,

И даже усы не растут.

Он супа не ест,

Он каши не ест -

Попробуй-ка вырасти тут!

 

Игры в прятки

Самый простой вариант – игра в «Ку-ку». Взрослый закрывает лицо руками или салфеткой и спрашивает ребенка: «Где мама?», а затем, выглядывая, произносит «Ку-ку!» и прячется вновь. Очень скоро малыш начинает повторять эти действия, закрывая лицо то пеленкой, то просто ручками.

В прятки можно играть и с предметами. Для этого возьмите две одинаковые салфетки и под одну прямо на глазах ребенка положите игрушку, спрашивая его «Где зайчик?» Затем высуньте зайчика, произнесите «Ку-ку!» и спрячьте вновь.

На втором и третьем году жизни ребенка можно играть с ним в настоящие прятки – и дома, и летом на даче. Сначала вы прячетесь сами, а малыш вас ищет и, конечно же, находит. Затем вы помогаете малышу спрятаться, а другого взрослого направляете на его поиски. Взрослый, ища ребенка, громко говорит: «Где же Вовочка, где наш Вовочка? В кроватке – нет, на стульчике – нет» и т.д. Ребенок обычно воспринимает эту игру всерьез и тут же выходит из укрытия. «Я здесь», - говорит он. Со временем игра становится более развернутой, можно использовать различные считалочки для того, чтобы определить, кому прятаться, а кому искать.

 

Первые песенки и эмоциональное развитие малыша

Особенно яркое эмоциональное воздействие оказывает на ребенка раннего возраста музыка. Поначалу это могут быть совсем несложные песенки типа колыбельных. Но уже на первом году жизни можно научить ребенка слушать музыку, даже классическую.

Сейчас существует много методик раннего музыкального развития, которые доказали свою эффективность на практике. Все эти произведения родители могут найти самостоятельно в Интернете, например «Музыка с мамой» (Е.С.Железнова), Л.Хисматуллина, Е.Поплянова и др.

 

Музыкальные игры

«Зашагали ножки»

Зашагали ножки – топ, топ, топ!

Прямо по дорожке – топ, топ, топ!

Ну-ка веселее – топ, топ, топ!

Вот как мы умеем – топ, топ, топ!

Зашагали ножки – топ, топ, топ!

Прямо по дорожке – топ, топ, топ!

Топают сапожки – топ, топ, топ!

Это наши ножки – топ, топ, топ!

 

«Ладошечки»

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя

По ладошечке.

На ладошечку,

Моя крошечка,

Ты погладь меня

По ладошечке!

 

«Ладушки-ладошки»

Звонкие хлопошки

Хлопают в ладошки

(хлопки в ладошки).

Ладушки-ладушки,

Ладушки, ладошки!

(растираем ладошки)

Кашку наварили,

Помешали ложкой

(выполняем движения).

Курочке – пеструшке

Покрошили крошки

(показывают).

Птичку пожалели,

Погрозили кошке

(грозят пальцем).

Поплясали сами,

Пригласили ножки

(шлепки по коленям).

Строили, строили

Домик для матрешки

(кулак о кулак).

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко

(сложить ладошки под щеку и под другую менять).

Баиньки – баиньки,

Ладошки – ладошки

(раскачиваемся из стороны в сторону).

За первые годы жизни  ребенок переживает весь эмоциональный спектр: от безусловной любви к родителям до чувства гнева, агрессии. Важно учить малыша справляться с разными эмоциями, контролировать их с раннего возраста.  Маленьким детям особенно важно получать эмоциональные отклики: это помогает им познавать окружающий мир и, что самое важное, самих себя.

 

Игры, развивающие доверие ребенка ко взрослому

Игра «Самолетик»

Возьмите малыша на руки и раскачайте его влево-вправо, поднимите вверх-вниз, приговаривая: «Ззззз – полетел самолетик, вверх-вниз, вниз – вверх, зззззз, опустился самолетик, прилетел самолетик обратно».

 

Игра «Креслице»

Скрестите ваши руки с руками другого близкого человека так, чтобы вышло сиденье, покатайте на нем малыша. Осторожно держа ребенка над мягким диваном или кроватью, ослабьте руки («сломалось креслице»), а затем соедините их вновь («починим креслице»). Эта игра дает ребенку чувство защищенности двумя любящими людьми.  У взрослых эта игра развивает чувство общности с малышом и друг с другом.

 

// Пособие для родителей «В семье особый малыш: помогаем, развиваем, играем. Часть 1.Занимаемся дома» - Череповец, 2018 г.