8 (8202) 28-46-47

г. Череповец, ул. Юбилейная, д. 47

preodoleniecher@mail.ru

Развитие слухового восприятия у детей состоит из двух этапов: вначале ребенок учится различать звуки окружающего мира, а затем понимать речь людей.  Слуховое восприятие бывает физическим и фонематическим. Умение слышать, понимать и отличать звуки помогает детям ориентироваться в окружающем мире, а также становится базой для развития речевых навыков.

 

Развитие физического (неречевого) слуха

Уже с первых дней жизни ребенок воспринимает различные звуки окружающего мира, однако примерно до месяца он не разделяет их по громкости, интенсивности и характеру звучания. Этот навык, являясь врожденным умением, развивается абсолютно у всех детей, за исключением тех случаев, когда у ребенка наблюдаются серьезные проблемы в строении слухового аппарата. Физический слух необходим нам для ориентировки в окружающем мире. Становясь старше, ребенок сможет сопоставлять звук с действием. Например, по интенсивности и громкости автомобильного шума можно понять, насколько далеко от нас находится машина, даже не смотря на нее. Развитие слухового восприятия у детей, особенно его физической составляющей, зависит от разнообразия звуков в жизни ребенка.

Чтобы поспособствовать формированию тонкого слуха, неонатологи рекомендуют родителям с самого раннего возраста прививать детям любовь к музыке. Кроме того, физический слух хорошо развивают звуки живой и неживой природы - мяуканье кошки, пение птиц, шум дождя, звучание ветра и т.д.

 

Развитие фонематического (речевого) слуха

Фонематический слух является основой речи ребенка. Благодаря этому умению ребенок может воспринимать и различать на слух звуки родного языка, а также дифференцировать сочетания речевых звуков - слоги, слова, предложения и т.д. Практически сразу после рождения ребенок способен отличить голос матери от голосов других людей. Но поначалу этот навык базируется только лишь на интонационном окрасе, младенец еще не различает отдельных речевых звуков. Первое проявление фонематического слуха появляется у ребенка ближе к трем месяцам, когда он реагирует на голоса родных, а также осваивает первый лепет.

Для развития фонематических способностей ребенка родителям нужно чаще разговаривать с ним. При этом следует уделять пристальное внимание правильности своего произношения, артикуляционной и интонационной выразительности.

 

Стимуляция слухового восприятия

  • – массаж ушной раковины несколько раз в день;
  • – подношение шумовых игрушек  то к одному, то к другому уху ребенка (звенеть игрушкой в разных направлениях: вверх-вниз, в стороны);
  • – подвешивание звенящих игрушек на расстоянии 25-30 см. от глаз ребенка в начале по центру, затем по разные стороны;
  • –  включение музыки со звуками природа (пение птиц, шум моря),  а также детских песенок;
  • – пение ребенку (старайтесь изображать то, о чем поете);
  • – проговаривание с ребенком своих действий, желаний (задавайте вопросы с разной интонацией);
  • – обращение внимания ребенка на различные звуки дома и на улице;
  • – использование заводных игрушек (курочка, клюющая зернышки, машинка и пр.);
  • – повторение звуков ребенка, придумывая на определенный звук песенку;
  • – частое называние ребенка по имени (полным и уменьшительно-ласкательным именем);
  • – «знакомство» ребенка с членами семьи и друзьями (как зовут, кем приходится);
  • – использование простых музыкальных инструментов (погремушки, колокольчик, бубен, барабан, дудка);
  • – использование музыкальных игрушек (неваляшка, телефон и пр.)

 

Рекомендации для развития слухового восприятия

  1. Важно как можно чаще разговаривать с ребенком, петь ему песенки, рассказывать стихи и сказки.
  2. Стараться использовать в речи разные интонации.
  3. Во время бодрствования ребенка включать на 10-5 минут спокойную тихую музыку.
  4. Вешать над кроваткой звучащие игрушки, которые не должны издавать громких пугающих звуков.

 

Как развивать слуховое восприятие

При  изучении звуков специалисты рекомендуют придерживаться следующей последовательности:

  • звуки природы (шелест листьев, шум дождя, журчание воды);
  • звуки, которые издают животные (мяуканье кошки, лай собаки);
  • звуки, которые издают предметы или материалы (звон бокалов, тиканье         часов, шорох пересыпаемой крупы);
  • транспортные шумы (скрип тормозов, сигналы автомобилей);
  • звуки музыкальных игрушек (барабан, колокольчик, гармошка).

Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, шуме поезда, машин,  о громком и тихом звуке, шепоте.  В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, бытовых звуков  (звонок телефона, звонок в дверь,  шум бегущей из крана воды, тиканье часов, звук работающей стиральной машины), музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, дудочка,  металлофон и т.д.), голоса животных, птиц.

Цель игр -  ознакомить  малыша с особым миром звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном, поэтому хорошо, если у вас дома появляются различные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и тому подобные предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос»:

  • банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;
  • шуршащие метелки из нарезанных полосок гофрированной бумаги;
  • погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических косточек, бусин, колокольчиков;
  • перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра, по которым можно ударять;
  • оберточная бумага разной фактуры;
  • свистки и дудочки из глины и дерева.

Обратите внимание, какая звуковая среда окружает вашего ребёнка. Если это голоса самих детей, то создаётся шумовой фон, вызывающий утомление нервной системы, поэтому надо стараться, чтобы в помещении, где находится много детей, все говорили негромко.

Если это голос самого взрослого, то он воспринимается детьми как значимый источник информации, его интонация мгновенно отражается на душевном состоянии малышей, поэтому говорить надо ласково, мягко, негромко, неторопливо, отчетливо произнося все звуки, так как дети следят за артикуляцией взрослого и на этой основе формируется их собственное звукопроизношение. Используйте разнообразные ласковые обращения и формы слов — это очень смягчает язык. Чаще напевайте, что хотите, тихонечко, про себя.

Очень благотворно действующие шумы – это пение птицы, а так же журчание воды. Шум автодороги, работающих механизмов, гудение ламп дневного света, аквариумных компрессоров – неблагоприятно действующие шумы, которые необходимо устранить или ослабить. Прекрасно влияет на детей звучание музыки или музыкального инструмента.

На улице по различным звукам и шумам также можно очень много узнать о мире. Водите детей не только смотреть — водите их слушать капель и журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны. Эти звуки несут радость и здоровье вашим детям.

 

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия

 

«Угадай, на чем играют?»

Мама знакомит ребенка со звучащими игрушками: например, погремушкой,

дудочкой, колокольчиком. Ребенок отворачивается и на слух отгадывает, какая игрушка звучит.

 

«Где колокольчик?»

Ребенок закрывает глаза,  а взрослый тихо в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук.

 

«Кто внимательный?»

Ребенок сидит на расстоянии от взрослого, на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней! Затем говорит:

- Возьми мишку и посади в машину.

- Возьми мишку из машины.

- Посади в машину куклу.

- Покатай куклу в машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

 

«Угадай, что насыпано в коробочке»

В одинаковые коробочки помещают сыпучие продукты с частицами различной величины. Ребенок запоминает звучание каждой коробочки (камушки, горох, сахар, деньги и т.п.), потом на слух отгадывает, что находится в коробочке.

 

«Кто кричит?»

Познакомить ребенка с игрушечными уточкой, пчелкой, кошечкой. Потом имитировать крик утки, жужжание пчелы, мяуканье кошки. Ребенок должен догадаться, кто кричит. Аналогично можно имитировать крик животных, птиц, насекомых и т. п.

 

«Солнышко и дождик»

Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы пойдем с тобой на прогулку. Дождика нет, погода хорошая, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе будет веселее гулять. Если начнется дождь, я перестану звенеть в бубен (или начну стучать бубном),  а ты сразу беги в дом». Игра повторяется несколько раз.

 

«Три медведя»

Выставить картинки с изображением медведей (из сказки «Три медведя»). Потом произносить фразу из сказки разными голосами. Например, «Кто ел из

моей миски?» (грубым низким голосом). Ребенок должен отгадать, кто сказал

эту фразу.

 

«Далеко – близко»

Познакомить ребенка с игрушечным поездом, который, когда едет близко, звучит громко: «УУУ», а когда отъезжает, звучит все тише и тише: «ууу». Ребенок на слух отгадывает, где находится поезд: далеко или близко.

 

«Доскажи словечко»

Ребенок должен вставить пропущенное слово в стихотворении:

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась … (шишка).

 

«Слушаем слова»

Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. Называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши. Чтобы игра не надоедала, её можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.

 

«На стол! Под стол! Стучать!» 

Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой он будет правильно выполнять ваши команды. Вы будете давать словесные команды, и при этом стараться запутать ребёнка. Для этого сначала говорите команду, и сами её правильно выполняйте, малыш будет повторять всё за вами. Затем начинаете путать ребёнка – говорить одну команду, а делать что-то другое.
Например, вы говорите: «Под стол!» и руки прячете под стол, ребёнок прячет руки, повторяя всё за вами. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребёнок за повторяет. «На стол!» – руки кладёте на стол, ребёнок делает то же самое и так далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за вами, начинайте его путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорите: «Под стол!», а сами стучите по столу. Ребёнок должен делать то, что вы говорите, а не то, что выполняете.

 

«Нос - пол - потолок»

Договоритесь с детьми, что когда вы скажете слово «нос», детям надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол. Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя; выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете. Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол. Дети же должны всегда показывать в правильном направлении.

 

«Найди пару»

Для игры понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно смешать между собой разные пары носков, можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц.
Выложите перед ребёнком смешанные в одну кучу выбранные пары предметов и дайте ему задание подобрать пары. Если это носки, малышу надо будет выбрать пары носков. Если это полоски, значит, ему надо будет подобрать пары полосок одинаковой длины. Если это пуговицы, ребёнок подбирает пары одинаковых пуговиц. Для трёхлетних детей будет достаточно 3 - 5 пар разных предметов. Чем старше и опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов можно ему давать.

 

«Собираем урожай»

Для игры понадобятся вырезанные из разноцветного картона силуэты разных фруктов и овощей - оранжевые морковки, красные помидоры, зелёные огурцы, синие баклажаны, жёлтые яблоки. Разбросайте по полу разноцветные фигурки из картона и попросите малыша собрать какой-то один овощ или фрукт. Если детей несколько, то каждому даётся своё задание. В этом случае количество «сортов» вырезанных овощей и фруктов должно быть равным количеству детей. И количество разных фигур должно быть одинаковым.


«Послушай и сделай как я»

Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями - малыш простукивает ритм, а вы повторяете.
Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. Для трёхлетнего малыша в ритме должно быть не больше 5 - 6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять.

 

«Умеет ходить или нет»

Договоритесь с малышом, что вы будете называть разные слова, а ему надо внимательно слушать. Если он услышит название животного или предмета, который умеет ходить, ребёнку надо хлопнуть себя по коленям. Если он услышит название предмета, который не ходит, ему надо поднять руки перед собой. Начинайте игру: «Мяч, огурец, лиса, попугай…» - говорите вы и следите за тем, чтобы ребёнок правильно реагировал на каждое слово. 
В эту игру можно играть с группой детей. Задания игры можно периодически менять: «летающий или нет» - дети поднимают руки, когда слышат название летающего предмета, и хлопают в ладоши, когда назван не летающий предмет. «Круглый или нет», «пушистый или нет» - вариаций игры может быть достаточно много.

 

«Говорим шёпотом»

Расставьте на столе игрушки: кубики, куклу, зайчика, машинку и так далее. Посадите малыша за стол и объясните ему, что вы будете давать ему задания очень тихо - шепотом, поэтому ему надо очень внимательно слушать вас, чтобы всё услышать. Отойдите от ребёнка на 2 - 3 метра и начинайте давать задания: «Возьми зайчика. Посади его в машину. Поставь один кубик на другой». Давайте краткие, простые задания, говорите тихо, но четко, чтобы малыш услышал, понял и выполнил задания.

 

«Тихо - громко»

Договоритесь с ребенком, что когда вы говорите тихо, он должен ходить тихо на носочках. А когда вы говорите громко, он должен громко маршировать. Объясните ребенку, что реагировать надо не на слова, а на звук голоса. То есть, что бы вы ни говорили тихим голосом, малыш всё равно должен ходить тихо на носочках. И так же, что бы вы ни говорили громким голосом, он всё равно должен маршировать.  Начинайте игру. Сначала говорите шёпотом: «Ходим на носочках», а громким голосом: «Теперь маршируем». Когда ребенок привыкнет к смене команд, начинайте усложнять игру, добавляя разные команды, например, «прыгаем» - говорите вы тихим голосом, или «машем руками» - громким голосом. Затем ещё больше усложняйте игру: «маршируем» - говорите шёпотом, «ходим на носочках» - говорите громко. Старайтесь запутать ребенка, меняйте команды и громкость голоса неожиданно.

 

«Колокольный звон»

Для игры понадобиться колокольчик и повязка на глаза. Предложите малышу с закрытыми глазами угадывать и показывать рукой, где звенит колокольчик.  Завяжите ребёнку глаза и встаньте от него в двух – трёх метрах, позвените в колокольчик. Ребенок должен показать направление, откуда слышен звон. Поменяйте своё место и снова позвените колокольчиком.

 

«Угадай, по какому предмету я стучу»

Для игры понадобится металлическая палочка или карандаш и несколько разных предметов, например: стакан, чашка, деревянный кубик, пластмассовый кубик, кастрюля. Главное, чтобы все предметы издавали разный звук. Предложите ребёнку послушать, какие звуки издают предметы, и постучите по каждому. Затем попросите ребёнка отвернуться и угадать, по какому предмету вы будете стучать. Потом поменяйтесь ролями, пусть ребёнок стучит, а вы угадываете.

 

«Угадай, чей звук»

Для игры понадобятся музыкальные игрушки и разные предметы, например: дудочка, деревянные ложки, бубен, бумага. Для начала хватит трёх предметов, и постепенно их можно будет увеличивать. Обсудите с малышом, что разные предметы издают разные звуки. Продемонстрируйте ему, как шуршит бумага, как стучат ложки, как звучит дудочка, как стучит бубен. Предложите ему поиграть в игру, в которой он будет угадывать, что звучит. Затем сядьте спиной друг к другу и начинайте производить разные шумы и звуки разными предметами. Малыш должен, не оборачиваясь, называть, чем произведен звук.

 

// Пособие для родителей «В семье особый малыш: помогаем, развиваем, играем. Часть 1.Занимаемся дома» - Череповец, 2018 г.