8 (8202) 28-46-47

г. Череповец, ул. Юбилейная, д. 47

preodoleniecher@mail.ru

Детям с тяжелыми двигательными нарушениями, возможно, придется потратить много лет на освоение всех основных движений, а некоторые вещи они вообще не смогут освоить. Поэтому важно работать над основными базисными движениями – движениями крупных мыщц руки:

  • пользоваться предплечьями (совершать движения вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо);
  • пользоваться кистями (брать, удерживать, отпускать).

 

Необходимо воздействовать на «ключевые точки» (голова, затылок, плечевой пояс, туловище и талия):

  • формировать у ребенка способность удерживать как можно более нормальное вертикальное положение тела и максимально контролировать свои движения;
  • препятствовать развитию неправильного положения тела и отклоняющегося от нормы тонуса;
  • прививать ребенку ощущения своего правильного положения, обучать нормальной схеме движений;
  • препятствовать возникновению контрактур и деформаций.

Существует много вспомогательных средств, которые помогают подобрать позу для занятий с ребенком, а также помочь принять ему положение сидя или стоя. Подбором позы для ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями занимаются специалисты по движению, но многие варианты могут искать и пробовать родители самостоятельно.

 

Какие функциональные позы может принимать ребенок?

  • положение на спине с приподнятой головой и согнутыми в ногах коленями;
  • положение на животе с опорой на предплечье;
  • положение на боку;
  • положение на четвереньках;
  • положение сидя с вытянутыми ногами.

 

Всегда помните:

  • кладите ребенка как можно безболезненнее и удобнее;
  • правильно меняйте его положение;
  • обращайте внимание на ограничения ребенка;
  • обеспечивайте безопасность ребенка;
  • обращайте внимание на оборудование помещения и освещение;
  • время пребывания в одном положении в среднем 2-3 часа.

 

При действиях с ребенком принимайте во внимание:

  • всегда разговаривайте с ним, объясняйте, что вы с ним будете делать;
  • всегда поворачивайте голову ребенка в направлении движения его тела;
  • вращения производите всегда медленно, через плечо или таз;
  • никогда не тяните за пораженную руку.

 

Упражнения, формирующие умение двигать руками

Вперед-назад

–

«Волшебная книга» - большинство детей любят листать книги и журналы. Чтобы упростить это занятие и сделать его интереснее, можно на страницах книг прикрепить пластиковые фишки, прищепки или другие уплотнители. Так ребенку будет легче листать.

–

«Что в ящике?» - выдвигание ящиков, рассматривание предметов, лежащих в нем.

–

«Кто пришел в гости?» Нарисовать смешную рожицу или животное на тыльной стороне ладони ребенка и предложить рассмотреть гостя, поздороваться с ним, попрощаться.

–

Игры с фонариком. Направьте свет от фонарика на руки ребенка, обратите внимание на тени.

–Раскатывание теста.

–Игры с сыпучими материалами.

–Открывание дверей шкафчика.

–Игрушки-каталки.

Вверх-вниз

Поднять предплечье вверх детям с двигательными нарушениями бывает очень трудно. Если ребенок научился правильно выводить руки вперед, можно предложить ему игры для движений предплечья вверх-вниз.

–

Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями. Сначала ребенок будет только смотреть на них и тянуться к ним, а позже постарается поймать.

–

Игры со звучащими браслетами. Можно надеть ребенку на запястья и щиколотки – прекрасный способ ребенку музицировать и одновременно двигаться.

 

«Стучалочки-вбивалочки» - специальные покупные или самодельные пособия с деревянными штырьками, которые ребенок вбивает в отверстия деревянным молоточком.

–Игра «Строим башню».

–Игры с пирамидкой.

–Открывание и закрывание кастрюль.

 

Влево-вправо

–Игры с машинками. Катание их влево-вправо.

–Упражнения на сортировку. Перекладывание мелких предметов справа-налево и наоборот.

–Упражнения на перемещение «Горка», «Стаканчики».

–Рисование на мольберте, школьной доске, зеркале и пр. способствует формированию движений предплечья вправо-влево и разгибанию запястья.

 

Умение брать (хватать) предмет

Дети с нарушениями движений испытывают трудности при попытке дотянуться и захватить предмет. Чаще всего у таких детей умение брать предмет остается на уровне «ладонного захвата». И все же важно учить ребенка действовать руками.

Первым делом нужно раскрыть ладонь ребенка так, чтобы пальцы были выпрямлены, большой палец отведен, а запястье разогнуто. Для этого нужно развернуть его руку наружу, плавно разогнув в локтевом суставе.

Если повернуть кисть ребенка ладонью вверх, выпрямить ладонь, а затем слегка согнуть, образуется «ковшик», в который можно вложить игрушку.

В течение дня нужно многократно помогать ребенку дотрагиваться и брать в руки различные предметы обихода, фрукты и т.п. для того, чтобы он «почувствовал объект целиком». Нужно называть эти предметы, их форму, цвет и то, какие они на ощупь, пока ребенок держит их.

Очень трудно брать игрушки, если они откатываются от ребенка или падают, а ребенок не в состоянии их достать. В таких случаях лучше класть игрушки на поставку, поднос или коврик, существуют игрушки на присоске, можно привязывать игрушки на поясок к ребенку. В таких ситуациях есть возможность легко вернуть их обратно, достаточно потянуть за веревочку.

Для тренировки движений можно использовать игру с «веселым  полотенцем». Когда ребенок удерживает в своей ладони полотенце, можно двигать рукой во всех направлениях.

 

Умение отпускать предмет

Ребенку с церебральным параличом очень сложно высвободить игрушку из сжатых в кулак ладоней. Существует несколько способов помощи ребенку:

  • удержать запястье ребенка на поверхности стола;
  • встряхнуть предплечье;
  • слегка согнуть запястье, наклонив кисть вниз;
  • слегка  надавить пальцем на тыльную сторону ладони ребенка.

 

// Пособие для родителей «В семье особый малыш: помогаем, развиваем, играем. Часть 1.Занимаемся дома» - Череповец, 2018 г.