8 (8202) 28-46-47

г. Череповец, ул. Юбилейная, д. 47

preodoleniecher@mail.ru

Аннотация к реабилитационной программе «Адаптивная физическая культура для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития»

Программа АФКПрограмма «Адаптивная физическая культура для детей с тяжелыми и множественными нарушениями» направлена на преодоление имеющихся у ребенка двигательных нарушений и профилактику развития вторичных отклонений физического и психического здоровья. Реализуется в течение 3 лет. Общий объем программы – 204 часа, каждый год обучения имеет объем 68 учебных часов, проведение занятий 2 раза в неделю с сентября по май.

Основная цель программы «Адаптивная физическая культура для детей с тяжелыми и множественными нарушениями» - обучение основным видам движений и физическим качествам детей с тяжелыми и множественными нарушениями в возрасте от 5 лет до 16 лет. Значительный возрастной диапазон объясняется неоднородностью целевой группы по характеру нарушений и уровню двигательного развития.

Актуальность программы заключается в том, что двигательная активность является необходимым условием успешной реабилитации и социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Программа предусматривает:

  • обучение восприятию собственного тела;
  • обучение двигательным действиям (контроль положения головы, в положении лежа, сидя, стоя);
  • обучение двигательным переходам в горизонтальной и вертикальной плоскости, в пространстве с использованием технических средств и без них;
  • обучение функциональным действиям руками.

Впервые в основу реабилитационного маршрута положен уровневый подход, позволяющий учитывать особенности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Реализация программы предусматривает пролонгированный характер обучения (3 года), с поэтапным развитием двигательных навыков детей до соревновательного уровня.

Диагностический блок программы дает возможность педагогу оценивать исходный уровень и динамику формирования  двигательных навыков детей.  В методическом обеспечении представлены развернутые рекомендации:  по проектированию личной карты ребенка; диагностике спортивных видов и уровня координационных способностей;   требования к планированию и проведению занятий; описаны используемые методы и приемы, применяемые на занятиях по АФК с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития; перечислены основные физические упражнения.

Содержание программы «Адаптивная физическая культура для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития»  по каждому году обучения представлено следующими разделами:

  • Раздел 1. Основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, ползание-лазание-перелезание, построение-перестроение, бросание-ловля-метание).
  • Раздел 2. Общеразвивающие упражнения (упражнения с предметами, упражнения без предметов, упражнения в равновесии, упражнения на дыхание).
  • Раздел 3. Подвижные игры.

Разделы не являются локальными по времени проведения, упражнения каждого из разделов включены в тематическое планирование каждого занятия.

Программа может использоваться также и как модульная при реализации на группах дневного пребывания, в кружковой  и клубной деятельности, на лагере дневного пребывания в зависимости от особенностей возрастного и психофизического развития воспитанников.